Пятница, 26.04.2024, 02:54Чтобы строить — надо знать.
Чтобы знать — надо учиться

Персональный сайт преподавателя английского языка, географии, чувашского языка и чувашской литературы ГАПОУ «Чебоксарский техникум ТрансСтройТех»
Васильева Вячеслава Васильевича

Меню 
Категории раздела
Мои статьи [6]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей


Главная » Статьи » Мои статьи

Особенности преподавания английского языка в старших классах УКП при ФКУ ИК №4

Учебно-консультационный пункт, ранее вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №12 г. Чебоксары, работает при учреждении ФКУ ИК-4 Министерства юстиции ЧР с 1986 года. В данное время в этом пункте обучается 130 учащихся, всего имеется четыре заочные группы (6, 7, 8, 9 классы), два 10-х класса, два 11-х и два 12-х класса. Режим работы учебно-консультационного пункта согласован с администрацией учреждения в целях оптимального использования свободного времени осужденных: 1 смена – с 7.40 до 12.35, а вторая смена – с 13.00 до 17.55. Контроль  посещаемости, успеваемости и дисциплины ведется постоянно, и этот вопрос регулярно рассматривается на совещаниях у начальника отдела по воспитательной работе исправительного учреждения.
    В начале учебного года проводится входное тестирование с целью определения уровня знаний вновь прибывших учащихся. Результаты тестирования после их анализа кладутся в основу дифференцированного подхода по реализации учебно-воспитательных целей.
    На начальном этапе (в пределах 1-й учебной четверти) учитель должен ориентироваться на восстановление забытых знаний, умений и навыков у учащихся. При этом коллектив преподавателей УКП пытается всеми доступными психолого-педагогическими средствами зажечь интерес к обучению у тех осужденных, у которых по ряду причин сложилось негативное отношение к школе и учебе.
    УКП при ФКУ ИК №4 дает среднее образование молодым людям в возрасте от 18 до 36 лет. У многих из них нет устойчивой мотивации к учебе (она лишь на уровне «всплеска»), отсутствует воля к удержанию своей мотивации на фоне даже минимального учебного труда. Главное, у большинства из них не сформировано умение учиться. В десятый класс поступает около 60% учащихся, ранее изучавших английский язык, однако они не имеют того уровня обученности, который следовало бы ожидать от выпускников 9-го  класса основной школы. Почти 80-90% из них иностранный язык приходится изучать практически с нуля. 
    Вместе с тем примерно 25% учащихся УКП можно назвать по-настоящему взрослыми, сознательными людьми, вполне сформировавшимися личностями. Занятия в УКП помогают им наилучшим образом совместить свои образовательные интересы с производственными. К услугам таких учащихся, помимо заочной и сессионной форм обучения, существует ускоренная форма «три года за два».
    Что касается иностранного языка, то уровень их знаний невелик. Поэтому по согласованию с самими учащимися им предлагается пройти курс языка либо на общих основаниях, либо по индивидуализированному курсу. Выбор учащихся, как правило, падает на английский язык. 
Позитивные факторы преподавания иностранного языка в УКП следующие: гибкость форм обучения (заочная, индивидуально-консультационная); возможность перехода учащихся с одной формы на другую; малая наполняемость учебных групп (9 - 15 человек). Все это дает возможность дифференцировать и даже индивидуализировать обучение, реализовывая адаптивный подход к обучающимся: ученики приспосабливаются к условиям обучения в УКП, а УКП – к особенностям ученика. 
           Лимит времени на иностранный язык  в старших классах -  210 часов за три года обучения. Образовательная программа на основе обязательного минимума содержания рассмотрена цикловым методическим объединением преподавателей УКП при ФКУ ИК №1 и ИК №4 и согласована с администрацией АУ СПО «Чебоксарский техникум ТрансСтройТех» в соответствии с Законом «Об образовании».
                    Мотивация учащихся
    Еще 15-20 лет назад у учащихся наблюдался повышенный интерес к изучению английского языка, так как это было связано с активным вхождением нашей страны в мировое сообщество, всплеском востребованности английского языка работодателями и, отчасти, надеждами самореализации за рубежом.
    Однако в последние годы заметно снизилось значение английского языка как жизненной ценности. Даже в таком регионе, как Чувашия, приближенном и крепко связанном с центром страны, учащиеся не могут найти мотивы для изучения английского языка. Вот типичные мнения взрослых учащихся: «Зачем мне нужен английский?», «Мне не с кем на нем разговаривать», «Иностранцы, приезжающие в Россию, сами говорят по-русски», «Сегодня все надписи на упаковках товара, инструкции и даже компьютерные программы переведены на русский», «Все книги можно прочесть в переводе», «Я не собираюсь жить за границей, а для турпоездки, шоп-тура или даже для временной работы за границей язык практически не нужен, как показывает опыт моих знакомых».
       Устойчивая мотивация остается лишь у тех учащихся, которые намерены по окончании школы получить высшее или среднее специальное образование. Многие из них, для краткости назовем их «продвинутыми», осознают, хотя и не всегда четко, профессиональную и общекультурную ценность иностранного языка.  
    Из всего вышесказанного вытекают следующие мотивированные принципы:
•    дополнительная мотивация «продвинутых» учащихся должна проводиться адаптивно: с учетом текущего уровня знаний, их профессионального выбора и специфических интересов (подбор тематики и сложности индивидуальных заданий, выполняемых в отрыве от учебной группы); 
•    своеобразная «кросс-мотивация» - образовательные ценности и мотивы
«продвинутых учащихся» тактично и ненавязчиво пропагандируются
учителем в учебной группе: иногда их спонтанно включают в работу
основной группы и они получают свободу выбора учебной деятельнос-ти и мотива действий, т.е. адаптируются к учебной обстановке.
Урок должен строиться на основе учебного диалога учителя и ученика, который направлен на совместное конструирование учебной деятельности. Учитываются при этом индивидуальные предпочтения ученика к содержанию, виду и форме учебного материала. Поощряется самостоятельное получение знаний и их использование в ситуациях, не заданных обучением. Выявляются способы учебной работы, устойчиво предпочитаемые учеником, что помогает педагогу определить индивидуальные особенности учащегося. Это очень важная сторона в образовательном процессе, так как именно в способах умственных действий отражается субъектная переработка учеником программного материала, в них фиксируется уровень его развития. Иными словами, способы умственных действий индивидуальны и рассматриваются как приемы и методы познания окружающего мира. Так осуществляется индивидуальный подход в технологии развивающего обучения.
Хочется подчеркнуть, что далеко не все знания усваиваются учащимися, а лишь те, которые входят в состав их личного опыта. Поэтому отправной точкой в организации обучения является актуализация субъектного опыта, определение зоны ближайшего развития с учетом этого опыта. А далее для каждого учащегося создаются условия, дающие ему возможность проявить себя.
Одним из важных условий является дифференцированная форма обучения, наиболее благоприятная для развития данного ученика. Гибкие формы дифференциации позволяют фиксировать индивидуальные предпочтения ученика, устойчивость их проявлений, активность и самостоятельность учащегося в их осуществлении через способы умственных действий.
К сожалению, учащихся из общей группы не удается снабдить индивидуализированными заданиями до тех пор, пока они не наберут некоторый запас знаний (а это происходит не ранее окончания 11 класса).
                    Коммуникативный аспект
    Не всегда удается преодолеть сопротивление учащихся  к коммуникативной деятельности. И хотя они и общаются на иностранном языке с учителем, участвуют в устной фронтальной работе, большинство из них отказывается общаться друг с другом на иностранном языке. А объясняется это комплексом причин:
•    Возрастным своеобразием контингента. Ведь общение в классе на иностранном языке есть не более чем моделирование реального общения, «игра», хотя и функционально необходимая. Но наши учащиеся уже вышли из того возраста, когда игра естественна.
•    Несформированностью коммуникативной функции во время пребывания в дневной школе. Ведь в большинстве случаев опыт обучения в массовой школе для нашего контингента оказывается негативным.
•    Относительной слабостью межличностных связей в ученическом коллективе на первом-втором годах обучения.
•    Отсутствием диалогового общения как центрального метода обучения иностранному языку в дневной школе. Вновь пришедшие учащиеся тяготеют к письменному переводу как роду учебных заданий, хотя это нельзя назвать современным и эффективным методом освоения иностранного языка.
Учебник для работы в классе
Основным учебником для работы на уроках является учебник В. П. 
 Кузовлева, Н. М. Лапы, Э. Ш.  Перегудовой и др., издательство «Просвещение». Учебно-методический комплект практико-ориентирован, выполнен в цвете, интересен для  учащихся и учителя, имеет дополнительный материал для сильных учащихся. Он рекомендован к использованию Министерством  образования и науки РФ.
 Для учащихся старших классов со слабой или даже нулевой подготовкой по иностранному языку  применим учебник Г.В. Роговой «Английский язык за два года». Для того чтобы понимать английскую речь, в учебнике представлена серия упражнений, включающая прослушивание и понимание речи учителя. Чтобы научиться говорить на английском языке, необходимо разговаривать на нем, и поэтому в учебнике с самого начала даются упражнения для развития навыков речи. Также в учебнике имеется много упражнений для развития умения вести беседу. Работа с диалогами сводится к тому, что учащиеся сначала должны проговаривать их про себя и затем составлять свои  аналогичные диалоги. В помощь учащимся в учебнике есть  и грамматическое приложение.
            Самообразование как часть учебного процесса
    Известно, что овладение языком требует постоянной практики, так что, к сожалению, сессионная форма занятий в меньшей степени приспособлена к изучению иностранных языков, чем к изучению других предметов.
    Однако, с другой стороны, овладение любым предметом, в том числе и иностранным языком, наиболее эффективно при активных самостоятельных занятиях.
     Вот почему все учащиеся с самого начала обучения подводятся к мысли о необходимости самостоятельных занятий по самоучителю английского языка. И хотя формально эти занятия не являются обязательными, к 12 классу по самоучителю занимаются многие ребята. Учителю же отводится роль консультанта, помощника, инструктора. Вопрос выбора самоучителя лежит на самом учащемся, учитель выступает лишь в роли советчика.
    Практические критерии выбора самоучителя таковы:
•    Учебный материал должен начинаться с самого начала (с алфавита).
•    Должны быть комментарии на русском языке, особенно в начале курса.
•    Материал должен излагаться систематически, шаг за щагом, он не должен быть чрезмерно сложным.
•    В книге должно быть много упражнений, в том числе на говорение, и учебных текстов, а в самом конце должен быть словарик (англо-русский – обязательно, русско-английский – желательно).
Самым популярным самоучителем является книга А.В.Петровой
«Самоучитель английского языка». Она рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации для студентов неязыковых вузов, изучающих английский язык с самого начала, во многом она подходит и для наших учащихся.
            Работа с учащимися: взаимная адаптация
    Естественно, что в школу приходят люди с разным уровнем обученности, разными пробелами в знаниях, разным когнитивным стилем, разными профессиональными и жизненными устремлениями. Задача преподавателя состоит в том, чтобы оптимально приспособиться (адаптироваться) ко всем особенностям ученика и, в свою очередь, помочь ему адаптироваться к объективным условиям и требованиям обучения. При всей тщательности подбора заданий учащийся в начале обучения может ощутить определенный дискомфорт при их выполнении, так как эти задания не являются прямым продолжением его образовательного маршрута, начатого в других условиях.  Источником дискомфорта может быть и непривычная форма задания, например, его творческий характер, и наличие незнакомых слов, и непривычные условия для выполнения, и некоторая неясность цели (для учащегося). Однако этот дискомфорт происходит исключительно из-за известной неопределенности условий деятельности, которая в соответствующих дозах и под контролем учителя, безусловно, полезна, как адаптационный тренинг, как выработка иммунитета на неопределенность жизненных и учебных ситуаций. Преодоление учащимися неопределенности будет сопровождаться приобретением им адаптационных навыков и в конечном итоге снимет ощущение дискомфорта, на место которого придет ощущение радости поиска, а, следовательно, и творчество.
    На уроках английского языка в нашем УКП принят уважительный, высокий, «академический» стиль общения учителя и учащихся, в обращении к учащимся школьное “pupil” начисто изгоняется, учащиеся именуются только “students”. В особо торжественных случаях (начало урока) учитель обращается к классу “gentlemen” безо всякой тени иронии. В разговоре по-русски обращение к учащемуся только на «Вы», независимо от возраста и обстановки беседы. Надо ли говорить, что один только стиль обращения повышает самооценку учащегося. При необходимости, в начале знакомства с классом, используются обращения типа “The gentleman next to the window” и т.д. Для облегчения знакомства на первом же занятии учащиеся изготавливают картонные «бэйджики» со своими именами и фамилиями. Процесс написания своего имени по-английски уже служит повышению самооценки бывшего «двоечника», весьма значим для него, и со стороны выглядит как некое «священнодействие»... Естественно, исключается всякое «навешивание ярлыков» и агрессивные интонации со стороны учителя.
    И еще один практический совет: ведение урока на одном только английском языке вполне возможно и часто практикуется, однако это сильно утомляет учащихся, замедляет темп их продвижения вперед, порой снижает эффективность урока.
    Поэтому лучше использовать «смешанную» русско-английскую речь. Печатный текст заданий всегда выполняется на английском языке, ведь инструкция к заданию всегда актуальнее, чем даже само задание; чтение может проходить не в режиме реального времени, так что это дополнительный стимул применить языковую догадку или взять словарь.   
Осуществляя оценку знаний, педагогу важно анализировать и оценивать процессуальную сторону усвоения. Если учащийся проявляет избирательность к содержанию учебного материала, предпочитает определенные способы учебных действий, использует полученные знания в жизни – его отметки окажутся наивысшими.
          Именно так, постепенно, от занятия к занятию, вырабатывается система усвоения иностранного языка в УКП при ФКУ ИК №4.    

 

Категория: Мои статьи | Добавил: svasilyeva (02.07.2014)
Просмотров: 1977 | Рейтинг: 5.0/10
Всего комментариев: 0
Поиск