Пятница, 29.03.2024, 01:34Чтобы строить — надо знать.
Чтобы знать — надо учиться

Персональный сайт преподавателя английского языка, географии, чувашского языка и чувашской литературы ГАПОУ «Чебоксарский техникум ТрансСтройТех»
Васильева Вячеслава Васильевича

Меню 
Категории раздела
Мои статьи [6]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей


Главная » Статьи » Мои статьи

Из опыта преподавания английского языка в старших классах ВСОШ №12

     Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №12 г. Чебоксары работает при учреждении ФБУ ИК-4 Министерства юстиции ЧР с 1986 года. В данное время в школе обучается 189 учащихся, в школе всего одна заочная группа 8 класса, один 9 класс, два 10-х класса, два 11-х и два 12-х класса. Режим работы школы всегда согласовывается с администрацией исправительного учреждения в целях правильного использования свободного времени осужденных: 1 смена – с 10.00 до 15.25 и вторая смена – с 16.00 до 20.05. Постоянно ведется контроль  посещаемости, успеваемости и дисциплины учащихся школы, и этот вопрос регулярно стоит на повестке дня  на совещаниях у начальника отдела по воспитательной работе исправительного учреждения №4.

         Как обычно, в  начале учебного года проводится входное тестирование новых обучающихся,  результаты которого после тщательного анализа используются в учебно-воспитательном процессе.
         На начальном этапе учитель работает над восстановлением подзабытых знаний учащихся.  ВСОШ №12 дает среднее образование молодым людям в возрасте от 18 до 36 лет. У многих из них нет устойчивой мотивации к учебе. Но самое главное то, что у большинства из них не сформировано умение учиться, а большинству из них иностранный язык приходится изучать почти с нуля.
         Четверть учащихся школы можно назвать по-настоящему взрослыми, сознательными людьми. Уроки в вечерней школе помогают им отлично совместить свои образовательные интересы с производственными. К их услугам, кроме заочной и сессионной форм обучения, есть ускоренная форма «три года за два».
         Как было сказано выше,  уровень их знаний иностранного языка невелик. Поэтому по устной договоренности с учащимися им предлагается пройти курс языка либо на общих основаниях, либо по индивидуализированному курсу. Чаще всего они выбирают английский язык. Однако в школьной библиотеке имеется недостаточное количество учебников английского языка. При этом, учитывая сложное материальное положение учащихся, школа не разрешает учителям-предметникам требовать от учащихся приобретения учебников в собственность. В условиях исправительного учреждения это невозможно. Учитель может лишь рекомендовать учебник. Но ведь понятно: невозможность заниматься вне школы по нужной книге скажется на успехах обучения. Таким образом, применительно к английскому языку существует три выхода из положения:
1)    преподавать без учебников, компенсируя учебный материал соответствующими записями в тетрадях учащихся, и активно создавать и размножать раздаточный материал;
2)  использовать в кабинете настольные экземпляры учебников;
3)  постепенно склонять учащихся к приобретению нужных книг, но так, чтобы это стало их собственным решением.
          На практике могут быть использованы все три подхода. Но несомненны и позитивные факторы преподавания иностранного языка в вечерней школе: гибкость форм обучения (заочная, индивидуально-консультационная); возможность перехода учащихся с одной формы на другую; малая наполняемость учебных групп (9-15 человек). Все это дает большие возможности как для  учеников, так и для педагогов  школы.
         Учебная программа предоставляет  на изучение иностранного языка от 108 до 216 часов за три года обучения. Образовательная программа на основе обязательного минимума содержания составлена и утверждена педагогическим советом вечерней школы в соответствии с Законом «Об образовании».
         Еще 10-15 лет назад у обучающихся наблюдался повышенный интерес к изучению иностранного языка, так как это было связано с активным вхождением нашей страны в мировое сообщество.
         Однако в последние годы заметно снизилось значение английского языка как жизненной ценности.   Мотивация остается устойчивой лишь у тех учащихся, которые намерены по окончании школы получить высшее или среднее специальное образование. Многие из них осознают, хотя и не всегда четко, общекультурную ценность иностранного языка. Существует несколько факторов, вследствие которых несколько снизилась  профессиональная ценность иностранного языка для некоторых учащихся:
а) с одной стороны, вхождение страны в мировое сообщество происходит не так интенсивно, как ожидалось, причем происходит без широкого обмена культурными ценностями;
б) из-за этого снизились карьерные ожидания, связанные с английским языком;
в) с другой стороны, как и в любой цивилизованной стране, русский язык как государственный восстановил свой статус во всех сферах общественной жизни, пошатнувшийся под напором английского языка;
г) нынешнее поколение учащихся не собирается полностью реализовывать себя в иноязычных социальных средах;
         Общекультурная же ценность иностранного языка, повторяюсь, свойственна лишь учащимся, желающим продолжить свое образование после школы. 
         Из всего вышесказанного вытекают следующие мотивирующие принципы:
•      дополнительная мотивация активных учащихся должна проводиться адаптивно: с учетом текущего уровня знаний, их выбора и интересов;
•      образовательные ценности и мотивы активных учащихся  ненавязчиво пропагандируются учителем в учебной группе: иногда их спонтанно включают в работу основной группы и они получают свободу выбора учебной деятельности и мотива действий.
         К сожалению, учащихся из общей группы не удается обеспечить индивидуализированными заданиями до тех пор, пока они не наберут некоторый запас знаний по данному предмету.
        Порой трудно  преодолеть сопротивление учащихся  к коммуникативной деятельности. И хотя они и общаются на иностранном языке с учителем, большинство из них отказывается общаться друг с другом на иностранном языке.
Объясняется это рядом причин:
•        Возрастным своеобразием контингента. 
•        Несформированностью коммуникативной функции во время пребывания в дневной школе.
•        Относительной слабостью межличностных связей в ученическом коллективе в начале обучения.
•      Отсутствием диалогового общения как центрального метода обучения иностранному языку в дневной школе. 
Учебник для работы в классе
         Основным учебником для работы на уроках является учебник Г.В. Роговой «Английский язык за два года». Для того чтобы понимать английскую речь, в учебнике представлена серия упражнений, включающая прослушивание и понимание речи учителя. Чтобы научиться говорить на английском языке, необходимо разговаривать на нем, и поэтому в учебнике с самого начала даются упражнения для развития навыков речи. Также в учебнике имеется много упражнений для развития умения вести беседу. Работа с диалогами сводится к тому, что учащиеся сначала должны проговаривать их про себя и затем составлять свои  аналогичные диалоги.
          Весь учебный комплект построен на специально отобранной лексике. На протяжении всего курса уделяется большое внимание работе над усвоением новых слов, без знания которых практически нельзя овладеть иностранным языком. Для лучшего запоминания новые слова в учебнике объединены по тематическому принципу. Для овладения английскими словами в учебнике имеется целая система упражнений, которая помогает усвоить форму слова, его значение и употребление. Особое внимание в этой системе уделено развитию умения догадываться о значении интернациональных слов. В каждом уроке учебнике вводится новый грамматический материал, который представлен типовыми предложениями, выделенными рамкой в начале урока. Письмо является средством изучения английского языка, способствующим овладению чтением и устной речью, а также усвоению новых слов и грамматических явлений изучаемого языка. В учебнике предусмотрено довольно много упражнений для письменного выполнения.
Структура каждого из компонентов учебного комплекта такова:
Учебник включает в себя основную часть (уроки), приложение и оглавление. В основную часть входит 55 уроков. Кроме того, имеется три обзорных урока (Revision I,II,III). Приложение включает:
•      Основные правила произношения
•      Грамматический справочник
•      Таблицу неправильных глаголов
 •      Англо-русский словарь
Книга для чтения является вторым компонентом учебного комплекта. В ней представлены тексты разного характера: художественные, научно-популярные и публицистические.
         Набор аудиокассет является третьим компонентом учебного комплекта. Здесь записаны вводные уроки, отдельные тексты, все диалоги учебника.
         Все знают, что овладение языком требует постоянной практики, так что это особенно эффективно при активных самостоятельных занятиях.
          Вот почему все учащиеся с самого начала обучения подводятся к мысли о необходимости самостоятельных занятий по самоучителю английского языка        Практические критерии выбора самоучителя таковы:
•        Учебный материал должен начинаться с самого начала.
•        Должны быть комментарии на русском языке.
•        Материал должен излагаться систематически и  не должен быть очень сложным.
•        В книге должно быть много упражнений, в том числе на говорение, и учебных текстов, а в самом конце должен быть словарь.
Самым популярным самоучителем является книга А.В.Петровой
«Самоучитель английского языка». Она рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации для студентов неязыковых вузов, изучающих английский язык с самого начала, поэтому она подходит и для наших учащихся.
         В нашу школу поступают люди с разным уровнем обученности, разными пробелами в знаниях, разными жизненными устремлениями. Задача преподавателя состоит в том, чтобы оптимально приспособиться ко всем особенностям ученика и помочь ему адаптироваться к требованиям обучения. При всей тщательности подбора заданий учащийся в начале обучения может ощутить определенный дискомфорт при их выполнении. Источником дискомфорта может быть и непривычная форма задания, и наличие незнакомых слов, и непривычные условия для выполнения, и некоторая неясность цели. Однако этот дискомфорт происходит исключительно из-за известной неопределенности условий деятельности, которая в соответствующих дозах и под контролем учителя, безусловно, полезна, как адаптационный тренинг, как выработка иммунитета на неопределенность жизненных и учебных ситуаций. Преодоление учащимися неопределенности будет сопровождаться приобретением им адаптационных навыков и позже снимет ощущение дискомфорта, на место которого придет ощущение радости поиска и творчество.
         На уроках английского языка в нашей школе принят уважительный стиль общения учителя и учащихся, учащиеся именуются только "students”. В особо торжественных случаях учитель обращается к классу "gentlemen” безо всякой тени иронии. В разговоре по-русски обращение к учащемуся только на «Вы», независимо от возраста и обстановки беседы. Для облегчения знакомства на первом же занятии учащиеся изготавливают бумажные «бэйджики» со своими именами и фамилиями. Процесс написания своего имени по-английски уже служит повышению самооценки бывшего «двоечника». Естественно, исключаются и агрессивные интонации со стороны учителя.
         И еще один практический совет: ведение урока на одном только английском языке вполне возможно и часто практикуется, однако это сильно утомляет учащихся, замедляет темп их продвижения вперед, порой снижает эффективность урока. Поэтому лучше использовать русско-английскую речь. Вот  таким образом  идет процесс усвоения иностранного языка в ВСОШ № 12.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: svasilyeva (22.02.2010)
Просмотров: 1631 | Рейтинг: 4.9/18
Всего комментариев: 0
Поиск