Понедельник, 19.02.2018, 04:32Чтобы строить — надо знать.
Чтобы знать — надо учиться

Персональный сайт преподавателя английского языка, географии, чувашского языка и чувашской литературы ГАПОУ «Чебоксарский техникум ТрансСтройТех»
Васильева Вячеслава Васильевича

Меню 
Категории раздела
Мои статьи [5]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей


Главная » Статьи » Мои статьи

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках географии

Современное образование должно быть направленно на развитие личности человека, раскрытие его возможностей, талантов, становление самосознания, самореализации, формирование его компетенций. Как при этом повысить интерес учащихся к изучению школьных дисциплин? Этот вопрос волнует многих учителей. 

Не секрет, что многие ученики воспринимают географию не основным предметом, а потому считают, что тратить на нее время не стоит.  Как превратить уроки географии из неэффективных и неинтересных в увлекательные и результативные? Путей повышения интереса школьника к предмету география  множество: школьные праздники природы,  экологические классные часы, географические вечера, выставки, походы, но, конечно, же урок, на котором собственно начинается любой географический маршрут, открытие планеты Земля, открытие материков и океанов. Ни одна наука так не богата захватывающими приключениями, как география.

Работая по проблеме "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках географии”, я ставил задачи, как сделать так, чтобы учение проходило с увлечением, чтобы трудный материал стал более понятным и доступным для учащихся, а уроки более интересными. Я посвятил некоторое время поиску таких форм обучения, методов и приемов, которые позволяют повысить эффективность усвоения географических знаний, помогают распознать в каждом школьнике его индивидуальные особенности и на этой основе воспитывать у него стремление к познанию и творчеству.                                                   

Исследовав методологические аспекты поставленной проблемы, изучив находки в передовом опыте учителей, я активно и целенаправленно направил свою деятельность на развитие и формирование познавательных интересов учащихся на уроках географии. Решению этих задач способствовало включение нетрадиционных методов и форм обучения на разных этапах урока.

При организации и осуществлении учебно-познавательной деятельности, стимулировании и мотивации, контроле и самоконтроле в своей практике я использую нетрадиционные подходы в преподавании географии: игровые моменты по теме, объяснение с использованием стихотворений, кроссворды, занимательный материал, нетрадиционные формы обучения на разных типах уроков.

Использование нетрадиционных методов обучения, на мой взгляд, ведет к активизации познавательной деятельности на уроках, обогащает, систематизирует и закрепляет знания, способствует их осознанному применению. Школьник становится активным, заинтересованным, равноправным участником обучения. У него происходит отход от стандартного мышления, стереотипа действий, что позволяет развить стремление к знаниям, создать мотивацию к обучению. Такая работа на уроке и внеурочное время имеет большое образовательное, воспитательное, а также развивающее значение. При применении нетрадиционных методов и приемов обучения у детей развивается образное, систематическое и логическое мышление. Использование нетрадиционных подходов в преподавании географии является важным средством для формирования личности, гуманного отношения ко всему живому, творческого воспитания и развития. Задания различного содержания способствуют развитию познавательных психических процессов. Данные педагогических наблюдений можно представить в виде таблицы (Табл. 1).

Таблица 1
Влияние различных типов заданий
на развитие познавательных процессов учащихся

Уровни

Типы заданий

Развитие психических процессов

Репродуктивный

Рисунок

Воображение

 

Сообщение

Устная речь, память

 

Чайнворды, кроссворды, ребусы

Мышление, память, внимание

 

Игра "термин – понятие”

Память, внимание

Частично-поисковый

Рассказ с ошибками

Внимание, память

 

Составление логических цепочек

Внимание, логическое мышление

 

Узнай объект (по контуру, фрагменту карты, по описанию)

Внимание

Исследовательский

Путешествие, наблюдение

Внимание, память, мышление, воображение

 

Решение географических задач

Внимание, логическое мышление

 

Составление образа территории

Внимание, память, логическое мышление, воображение

В своей практике я использую разнообразные методы и приемы, которые позволяют мне провести ученика от любопытства к познавательному интересу. Особое же внимание уделяю тем методам, средствам и формам обучения, исходя из опыта работы, которые стимулируют активную познавательную деятельность, развивают интерес к предмету, способствуют повышению качества образования. Подробнее остановлюсь на некоторых из них:

1. Создание проблемных ситуаций

Здесь могут быть любые задания, в которых учащийся осознает цель, но не знает способов ее достижения. Он оказывается в положении исследователя, вырабатывает мышление, свободное от шаблона, выдвигает новые объяснения, собственные суждения, догадки, гипотезы, творчески подходит к познанию действительности. Пример задания: Какие климатообразующие факторы определяют климат Европы? Покажите схематически.

2. Дидактические игры: "Найди половинку”, "Составь слово”, "Справочное бюро”, "Третий лишний”, "Заочное путешествие”, "Географические диктанты”, "Заморочки из бочки”, "Туристическое агентство "По странам и континентам”, "Угадай”;

 - настольные игры «Географическое лото», «Узнай силуэт», «Где это находится», «Путешествия по природным зонам»;  игры -состязания «Географический КВН», «Конкурс знатоков географии», «Конкурс юных топографов», «Конкурс юных геологов», «Лучший знаток  географической карты», соревнования по ориентированию на местности);

- ролевые игры по географии («Путешествие в Африку», «Путешествие в Австралию», «Научная экспедиция в Антарктиду», «Экспедиция на Урал», урок – конференция на тему «Северная Америка»).  Школьники в этих играх являются специалистами:  зоологами, климатологами,  топографами, ботаниками, гидрологами, журналистами, геологами, начальниками экспедиций, экологами и т. д.

- деловые игры («Загрязнение окружающей среды и экологические проблемы общества», «Размещение предприятий металлургии на территории России», «Свободная экономическая зона Находки» и др.)

- игры-семинары в процессе обучения экономической и социальной географии мира «Индия – страна контрастов», «Япония – страна восходящего солнца», «Глобальные проблемы человечества» и др.

В целом игра повышает активность учащихся на уроках, вызывает интерес к изучаемому предмету и массу положительных эмоций, способствуют развитию навыков коллективной работы,  становлению творческой личности, формируют умение видеть проблемы, принимать решения, развивают познавательный интерес к предмету, оказывают сильное эмоциональное воздействие на учащихся, формируют черты характера,  создают на уроке атмосферу увлечённости и радости, ощущение посильности заданий

Географические игры часто предполагают проблемный характер обучения, особенно если есть проблемный вопрос, на который надо найти ответ, а все это приводит к творческому поиску учеников.

Игры не только позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся, но и вызывают у них стремление к получению новых знаний. По времени можно проводить игры-минутки, игры-эпизоды, игры-уроки. Избыток игр не допустим. При разработке и определении места игр на уроках необходимо найти не только тему игры, но и место включения ее в урок, отводимое время и средства повышения познавательной активности. Игры особенно нужны не только на начальном этапе изучения географии, но и на уроках обобщения материала.

3. Использование ИКТ

Двадцать первый век можно смело назвать веком непрерывного образования и новых технологий. Вступив в него, мы не обойдемся без современных средств обучения и новейших методик. Таково требование времени. Появление мультимедийных систем и комплексных обучающих программ позволило мне более активно внедрять компьютер в образование.

Введение элементов компьютерных технологий позволяет мне значительно разнообразить учебный процесс, выводит его на качественно новый уровень, формирует её познавательную активность, творческий потенциал. Внедрение компьютерных технологий в образовательную среду урока позволяет стимулировать интерес учащихся, активизировать мыслительную деятельность и эффективность усвоения материала.

Интерактивная доска позволяет ускорить темп урока и вовлечь в него весь класс. Наглядность электронной интерактивной доски - это ценный способ сосредоточить и удерживать внимание учащихся. Наглядность учебы особенно ценна для работы с непоседливыми детьми, она целиком увлекает их. Каждому интересно потрогать «умную» доску, перетащить рисунок с места на место, закрыть пальцем  файл, провести линию. А сделать это можно, только отвечая на вопрос учителя, решая ту или иную учебную задачу, поэтому все ученики класса уделяют больше внимания объяснениям преподавателя для последующего составления информационных бюллетеней, буклетов, презентаций.

4. Технология опорных конспектов

Схемы учат выделять главное и основное, приучают отыскивать и устанавливать логические связи, развивают умения самостоятельной работы, индивидуальные способности, память, логическое мышление. Составление логических схем я практикую на уроках 8–11-х классов, что позволяет избежать многословия, учит делать выводы из полученной информации. Например, при изучении темы "Рельеф” в 8-м классе использую следующий опорный конспект, с помощью которого учащиеся объясняют, какие группы процессов формируют рельеф.

5. Творческие работы

Сила влияния творческих работ школьников на познавательный интерес состоит в их ценности для развития личности вообще, поскольку и сам замысел творческой работы, и процессе выполнения, и ее результат – все требует от личности максимального приложения сил. Из творческих заданий возможны такие, как составление загадок, кроссвордов, изготовление макета вулкана из пластилина, сообщения, доклады, презентации и т.д. Учащиеся 6-х классов выполняют творческие работы в графическом и текстовом редакторах, старших классов – с использованием PowerPoint.

6. Использование на уроке дополнительной литературы

Всякая работа с книгой, газетой и журнальной статьей способствует развитию творческого воображения, аналитического мышления, эмоционально обогащает урок. При изучении географии невозможно обойтись без географических описаний в литературе. Например, выдержки из "Записок охотника” И.С. Тургенева: "Глянешь – с горы такой вид: круглые, низкие холмы, распаханные и засеянные доверху, разбегаются широкими волнами; заросшие кустами овраги вьются между ними; продолговатыми островами разбросаны небольшие рощи; от деревни до деревни бегут узкие дорожки. … Но далее, далее едете вы. Холмы все мельче и милые, дерева не видно…” Учащиеся по описанию распознают природную зону. Использование на уроках дополнительной литературы способствует работе мысли учащихся, дает возможность разнообразить формы и методы преподавания.

На уроках географии также обширны возможности использования поэзии, которая выполняет сразу три функции: познавательную, развивающую и воспитательную. Стихотворные строки, умело используемые на уроке, помогают разнообразить объяснение учебного материала, усиливает его эмоциональное восприятие, глубже раскрывает причинно-следственные связи, повышает интерес к уроку. Практика показывает, что такие уроки потому и интересны, что постоянно будят мысль учащихся.

При объяснении темы "Ветер” в 6 классе можно зачитать детям отрывок из "Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях”:

Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе …

А затем задать вопросы: "Что называется ветром? Как возникает ветер? Почему поэт называет ветер могучим?” и т.д.

При изучении понятий "циклон”, "антициклон” в теме "Климат” (8-й класс) зачитываю отрывок из стихотворения А.С. Пушкина "Зимний вечер”, учащиеся определяют, о каком атмосферном процессе идет речь.

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя,
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.

7. Работа с картой  

Карта – второй язык географии. Понимая карту, лучше запоминаешь ее и, следовательно, чувствуешь себя более комфортно в глобальном информационном пространстве. Уроки понимания карты обязательны. Дети, например, любят решать по карте следующие задачи:

- В каком направлении от Москвы находятся: Киев ____. Мурманск ____. Каир ____.

- Определите максимальную высоту: о. Мадагаскар ____. п-ва Аравийского ____.

Задачи должны быть интересными. Учащиеся должны научиться пользоваться картами для поиска ответов на возникающие у них вопросы. Карта является одним из основных средств обучения на уроках географии. Система разнообразных заданий, предполагающих обращение к карте, позволяет мне создать условия для формирования познавательной деятельности учащихся на разных уровнях: репродуктивном, частично-поисковом и исследовательском.

Например, репродуктивный уровень предполагает проверку географической номенклатуры. Здесь я использую задания типа: "Покажи моря, омывающие территорию России”.

Отличие частично-поискового от репродуктивного уровня заключается в том, что при выполнении заданий ученик должен уметь анализировать карту, интегрируя приобретенные географические знания с умениями работать по карте. Используемые мною задания выглядят следующим образом: "Найди по заданной характеристике или контуру географический объект на карте”, например: "Эта река – главная артерия Восточной Сибири. Она начинается в 30 км от западного берега Байкала и несет свои воды на север, в море Лаптевых”.

И, наконец, третий – исследовательский уровень состоит из заданий типа: "На основе анализа ряда карт сделать вывод, вывести закономерности о каком-либо географическом явлении или процессе”. Вот пример одного из вариантов заданий: Сравнив (сопоставив) физическую и тектоническую карты России, определите, на каких участках земной коры расположены эти формы рельефа, заполните таблицу и сделайте выводы (Табл. 2).

Таблица 2
Взаимосвязь рельефа, геологического строения и полезных ископаемых

Формы рельефа

Тектонические структуры

Полезные ископаемые

1.Восточно-Европейская равнина и т.д.

 

 

Как уже говорилось выше, карта  –  это второй язык географии. Нет практически таких вопросов и тем в курсах школьной географии, ответ на которые не нуждался бы в картографическом сопровождении. Карта является необходимым условием при проведении географических диктантов, уроков-путешествий. Особенность диктантов, основанных на проверке знаний номенклатурного характера, состоит в том, что они разнообразят методику проверки и вносят в нее элементы новизны. Диктанты с географическими ошибками позволяют внести элементы занимательности в проверку усвоения материала, но в то же время дают возможность осуществить проверку знаний, выявить пробелы у отдельных учеников и помочь им устранить их в дальнейшем.

8Ребусы

Учащиеся 6–7-х классов с удовольствием работают с ребусами. Ребус – головоломка, требующая для разгадки сообразительности, фантазии и работы мысли. Ребусы можно использовать для проверки знаний учащихся, как одну из форм домашнего задания или для работы на уроке в группах.

9. Исследования

Особое внимание хотелось бы уделить развитию такого вида творческой деятельности, как исследовательская  деятельность. Исследовательский метод обучения, суть которого состоит в том, что учащийся в процессе работы  постигает реальные процессы, проживает конкретные ситуации, приобщается к проникновению вглубь явлений и конструированию новых процессов. Стимуляция интересов учащихся через творческие задания, требующие работы воображения и умения учащихся не просто озвучивать информацию,  но и защищать ее на конференциях.

Познавательную деятельность учащихся можно очень хорошо развивать через использование «Логических схем». Опыт работы показывает, что обучение с применением логических схем развивает память, логическое мышление, способность к анализу, монологическую речь, раскрывает творческий потенциал, индивидуальные способности учеников.

10. Внеклассная работа

Большую роль в развитии интереса к урокам географии играет внеклассная работа. Разработана программа внеурочной деятельности. Программа  направлена на эффективное закрепление воспитанниками знаний, умений и навыков по географии и экологии в практической деятельности.

Вся  вышеупомянутая  работа ведется с применением личностно-ориентированной технологии обучения:

– Использую разнообразные формы и методы организации  учебного процесса, позволяющие раскрыть субъективный опыт учащихся;

– Создаю атмосферу заинтересованности каждого школьника в работе класса;

– Предлагаю  учащимся  на выбор различные учебные задания и формы работы, поощряю к самостоятельному поиску путей решения этих заданий;

– Стремлюсь выявить реальные интересы учащихся и спланировать на основе этого  организацию учебного процесса;

– Веду индивидуальную работу с каждым учащимся, помогаю  им самостоятельно спланировать свою деятельность, самостоятельно оценивать результаты работы, исправлять допущенные ошибки;

– Предоставляю возможность каждому ученику проявлять на уроках инициативу, творческие способности, создаю условия для самовыражения учащихся.

Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но и практически невозможна. Вот поэтому в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества. Также немаловажно создавать на уроке благоприятный психологический климат, атмосферу сотрудничества, комфорта, заинтересованности. 

Категория: Мои статьи | Добавил: svasilyeva (14.12.2013)
Просмотров: 1615 | Рейтинг: 5.0/11
Всего комментариев: 0
Поиск