Воскресенье, 27.05.2018, 06:26Чтобы строить — надо знать.
Чтобы знать — надо учиться

Персональный сайт преподавателя английского языка, географии, чувашского языка и чувашской литературы ГАПОУ «Чебоксарский техникум ТрансСтройТех»
Васильева Вячеслава Васильевича

Меню 
Категории раздела
Мои статьи [5]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей


Главная » Статьи » Мои статьи

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках английского языка


1.    Пояснительная записка 
Классическая педагогика прошлого утверждала – «смертельный грех учителя – быть скучным». Когда ученик занимается из-под палки, он доставляет учителю массу хлопот и огорчений, когда учащиеся занимаются с охотой, то дело идет совсем по-другому.
Каждый педагог хочет, чтобы его ученики хорошо учились, занимались с интересом и желанием. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям и родителям приходиться с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В этих случаях встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению.
Данная методическая разработка «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках английского языка» представляет собой дополнительный материал для подготовки  и проведения интересных  уроков английского языка и внеклассных мероприятий по темам, изучаемым в рамках основного общего и среднего полного образования. 
Методическая разработка предназначена для учителей английского языка, она даст учителю возможность разнообразить учебный процесс, будет способствовать созданию мотивации и росту познавательной активности учащихся на уроках английского языка и во внеурочной деятельности по данному предмету как в младших и средних, так и в старших классах. 
 Ее актуальность обусловлена тем, что несформированность у многих учащихся потребности в знаниях, отсутствие интереса к учению заставляет учителя обратить особое внимание на эту проблему. Она затрагивает каждого учителя и учащегося, включая их в ситуацию реальной коммуникации.     
     Цель методической разработки – описание методик использования  разных форм работы, вносящих разнообразие в учебный процесс, вызывающих неподдельный интерес учащихся  к предмету, расширяющих их познания в области английского языка, подводящих учащихся к выводу о пользе   его изучения и  способствующих возникновению естественной потребности в общении на иностранном языке.


2.    Способы активизации познавательной деятельности учащихся
В чем сущность потребности в знаниях? Как она возникает? Как она развивается? Какие методы обучения можно использовать для формирования у учащихся интереса к знаниям? Эти вопросы волнуют многих педагогов и родителей.
Под активизацией познавательной деятельности И.И. Подласый предлагает считать «целенаправленную деятельность учителя по повышению уровня (степени) учебной активности школьников, по стимулированию у них учебной активности» [2,c.155].
Психологи утверждают, что познавательная активность ученика – качество не врожденное и не постоянное, она динамически развивается, может прогрессировать и регрессировать. Поэтому у одного и того же ученика на различных уроках познавательная активность резко меняется, в зависимости от того какой учитель, чему и как учит, как он умеет активизировать класс.
Следовательно, активизация познавательной деятельности – это двусторонний процесс. Условия, активирующие процесс познания создает, прежде всего, учитель, а демонстрирует результаты этих условий – собственно познавательную активность – ученик.
Изучение иностранного языка включает в себя следующие цели:
- формирование определенных навыков;
- развитие определенных речевых умений;
- обучение умению общаться;
- развитие необходимых способностей и психических функций;
- запоминание речевого материала.
В педагогике и методике преподавания иностранному языку, а конкретно развитию навыков устной речи, известно, что говорить на языке интереснее, когда речь идет непосредственно о самом человеке и его предпочтениях. Именно поэтому уроки должны быть построены на основе принципа ситуативности в обучении говорению. Например, при изучении темы «Homes» («Жилища») преподаватель дает задание рассказать о том, где они живут, о своей любимой комнате. Таким образом, учебно-речевые ситуации, преломляясь через призму личного опыта учащихся, мотивируют общение.
Хорошим стимулом могут послужить и невербальные методы. Иногда с помощью жестов и мимики можно добиться понимания учащимися незнакомого слова, не прибегая к переводу на родной язык. Большую роль для снятия трудностей в понимании играет образная и выразительная речь учителя, выделением интонационно главного слова в нужной фразе.
К активным методам обучения можно отнести использование игр и игровых ситуаций, так называемые игровые методики, введение проблемной ситуации в урок, метод проекта, обучение в сотрудничестве, использование ИКТ, различные варианты брейнсторминга (т.е. мозговой атаки) и другие.
Без игровых действий закрепление в памяти учащихся иностранной лексики происходит, на мой взгляд, менее эффективно и требует чрезмерного умственного напряжения. Игра, как средство, гарантирующее позитивное эмоциональное состояние, повышает трудоспособность и заинтересованность учеников, что отражается на качестве усвоения учебного материала.
В зависимости от целей урока Т.А. Самойлова предлагает использовать «грамматические, лексические, фонетические, орфографические, творческие игры» [3, c.55].
Грамматические игры. Их цель научить употреблению речевых образцов, содержащих определенные грамматические трудности, создать естественную ситуацию для употребления данного речевого образца, развить творческую активность и самостоятельность учащихся. Интересна форма познавательной деятельности учащихся в освоении грамматических структур, клише, оборотов речи, лексики,  путем регулярного изучения аутентичных песен. 
Лексические игры преследуют такие цели – тренировать учащихся в употреблении лексики в ситуациях, приближенных к естественной обстановке, знакомство с сочетанием слов, активизировать речемыслительную деятельность, развивать речевую реакцию учащихся. Для активизации лексики обычно активно используются следующие лексические игры «Лото», «Домино», «Пазлы», а также игры с мячом (назвать синонимы, антонимы, перевод слов с русского языка на английский и наоборот).
Фонетические игры практикуют и развивают произносительные навыки.
Орфографические игры. Цель данных игр – упражнение в написании английских слов. Часть игр может быть рассчитана на тренировку памяти учащихся, часть – на некоторые закономерности в правописании английских слов. На помощь придут такие упражнения, как «Буквы рассыпались» - поставить буквы в правильном порядке, «Убежавшие буквы» - вставить в слова пропущенные буквы, составить много новых слов из заданного слова, например: UNDERSTAND, составление кроссвордов и чайнвордов по заданной теме, решение ребусов.
Творческие игры. Их цель – научить понимать смысл однократного высказывания, научить выделять главное в потоке информации, развивать слуховую память. На этапе контроля понимания прочитанного текста большой интерес у учащихся вызывает игра «Крестики-нолики». Суть ее заключается в том, что ребята чертят поле и заполняют его крестиками и ноликами. Крестики обозначают предложения, не соответствующие содержанию текста, нолики - соответствующие. 
Для развития памяти очень часто используется следующий прием. На доске учащиеся видят текст, песню или стих, чтение которого отрабатывается и воспроизводится несколько раз. Постепенно стираются слова данного стихотворения. В результате перед учащимися стоит задача запомнить данный текст и воспроизвести его. Данный прием можно использовать на начальном этапе урока, в качестве вводного в новой теме элемента.
При обучении письму и письменной речи можно использовать так называемое «креативное письмо». Под «креативным письмом» подразумеваются упражнения продуктивного характера самой различной степени сложности, разнообразные по форме и по содержанию, часто в игровой форме. Отличительные черты этих упражнений состоят в том, что они выполняются непременно в письменной форме, по содержанию носят речевой творческий или полутворческий характер, интересны и увлекательны для обучающихся. Обыгрываются стихи известных поэтов, используются монограммы, коллективно пишутся веселые истории, пишутся письма в адрес вымышленных персонажей. Интерес вызывают и такие задания:
- восстановите начало и конец истории;
- восстановите диалог по отдельным «направляющим» репликам;
- измените вид текста (сообщение - на разговор, диалог - на описание);
- ответьте на письмо письмом, телефонным разговором и другие.
Также хотелось бы обратить внимание на использование ролевых игр в обучении диалогической речи и в качестве большого стимула для учащихся. Наиболее простым вариантом ролевой игры является работа в парах, более сложные ролевые игры вовлекают уже целую группу учеников. Проведение ролевых игр успешнее проходит в средних  классах, так как дети активнее вовлекаются в игровую ситуацию по сравнению с учащимися старших классов. Ролевые игры значимы при изучении таких тем, как "Аt the Theatre (Cinema)", "Shopping", "Hobbies", "Sport", "School Life". Например, при подготовке ролевой игры по теме "Shopping" учитель делит учеников на покупателей и продавцов, раскладывает на парты картинки по отделам супермаркета: овощи и фрукты, кондитерские изделия и т. д. Задание заключается в том, что учащимся нужно купить определенный набор продуктов.
Введение проблемной ситуации побуждает учащихся искать новый способ объяснения или способ действия. Проблемная ситуация есть закономерность продуктивной деятельности. Технология проблемного обучения не нова: она получила распространение в 20х-30х годах в советской и зарубежной школе.
Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями и навыками и развитие мыслительных способностей.
Проблемное обучение основано на создании особого вида мотивации – проблемной, потому требует адекватного конструирования дидактического содержания материала, который должен быть представлен как цепь проблемных ситуаций.
Учитель создает проблемную ситуацию, направляет учащихся на ее решение, организует поиск решения. Таким образом, учащийся становится  субъектом своего обучения и, как результат, он овладевает новыми знаниями, новыми способами действия.
На уроках английского языка учащиеся изучают тему «Защита окружающей среды». Нет необходимости говорить о том, как важно заинтересовать этой темой учащихся. На начальном этапе работы над новым материалом учащимся предлагаются небольшие тексты. Работе над текстами предшествует работа с таблицей, которая помещена на доске. Таблицей называется схематический рисунок земного шара. Рисунками и надписями внутри окружности представлены важные экологические проблемы, которые перечислены и в текстах. Все начинается с проблемы мусора, отходов (rubbish problems). 
Учащиеся видят рисунок мусорного бака, а рядом слова: paper, metal, glass, plastic. Затем учащимся предлагается небольшой текст со словом rubbish (мусор). После работы с текстом они отвечают на вопросы.
Следующий этап работы – привлечение внимания детей к проблеме сохранения окружающей среды. Отработать предложенный материал в речи можно в форме игры. Тематика игр: строительство гаража в парке отдыха, курение школьников, сломанное дерево, разведение костров и т.д.
Как было сказано выше, учащиеся с удовольствием участвуют в ролевых играх. Создание серии плакатов на экологические темы помогает сохранить интерес школьников к проблеме и способствует активизации языкового материала.
Учитывая большую и серьезную заинтересованность учащихся информационными технологиями необходимо использовать эту возможность в качестве инструмента развития мотивации на уроках английского языка. Компьютерные технологии прекрасно вплетаются в различные темы урока. К сожалению, специфика нашего учебного заведения не позволяет нашим воспитанникам-заключенным пользоваться ресурсами сети Интернет.
Одной из технологий, обеспечивающей личностно-ориентированное обучение, является метод проектов, как способ развития творчества, познавательной деятельности, самостоятельности учащихся.
  Метод проектов формирует у учащихся коммуникативные навыки, культуру общения, умения кратко и доступно формулировать мысли, терпимо относиться к мнению партнёров по общению, развивать умение добывать информацию из разных источников, обрабатывать её с помощью современных компьютерных технологий, создает языковую среду, способствующую возникновению естественной потребности в общении на иностранном языке.
Проектная форма работы является одной из актуальных технологий, позволяющих учащимся применить накопленные знания по предмету. Учащиеся расширяют свой кругозор, границы владения языком, получая опыт от его практического использования, учатся слушать иноязычную речь и слышать, понимать друг друга при защите проектов. Дети работают со справочной литературой, словарями, компьютером, тем самым создаётся возможность прямого контакта с аутентичным языком, чего не даёт изучение языка только с помощью учебника на уроке в классе.
Работа над проектом – процесс творческий. Учащийся самостоятельно или под руководством учителя занимается поиском решения какой-то проблемы, для этого требуется не только знание языка, но и владение большим объёмом предметных знаний, владение творческими, коммуникативными и интеллектуальными умениями. В курсе изучения иностранных языков метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме. Работа над проектами развивает воображение, фантазию, творческое мышление, самостоятельность и другие личностные качества.
При оценке любого готового проекта следует обращать внимание не только на правильное использование языка. Важным стимулом для развития личности учащихся, являющимся средством активизации их познавательной деятельности и оптимизацией учебного процесса в целом, становится степень их творчества и оригинальности при выполнении проекта. 
  Проектная методика на уроках английского языка, а не только во внеурочное время имеет преимущества в двух основных принципах коммуникативного подхода: 
1.    Мотивированность, т.е. как учащиеся относятся к заданию. Позитивная мотивация является определяющим фактором активизации познавательной деятельности учащихся. Это ключ к успешному изучению английского языка.
2.    Адекватность, т.е. как учащиеся относятся к языку: английский язык часто представляется учащимся как что-то нереальное; проектная работа помогает понять, что на английском языке можно говорить о понятном, интересном мире, а не только о том, что касается только Великобритании и Соединенных Штатов Америки.
В отличие от других предметов в английском языке проектом (т.е. конечным продуктом) может быть всё: открытка, постер, стенгазета, журнал, сочинение пьесы, ее постановка, работа с элементами исследовательской работы и т.д. 
К  современным технологиям, помогающим активизировать учебный процесс, относится и технология сотрудничества. Основная идея заключается в создании условий для активной совместной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Учащиеся  объединяются в группы по 3-4 человека, им даётся одно задание, при этом оговаривается роль каждого. Каждый ученик отвечает не только за результат своей работы, но и за результат всей группы. Поэтому слабые учащиеся стараются выяснить у сильных то, что им непонятно, а сильные учащиеся стремятся, чтобы слабые досконально разобрались в задании. И от этого выигрывает весь класс, потому что совместно ликвидируются пробелы.
Брейнсторминг. Учащиеся делятся на две группы: генераторы идей и аналитики. Генераторы выдвигают проблемы без обсуждения и попытки решения. Аналитики рассматривают каждое предложение, выбирают наиболее правильное, разумное. Группы формируются по принципу добровольности. Условия метода: критика не допускается, высказываться без боязни, комбинирование поощряется, количество идей поощряется. Как можно больше предложений. Если они иссякли, учитель может подать новую идею, которая в состоянии подтолкнуть учащихся. 
Брейнсторминг 33 (или 66 – в зависимости от общей численности группы). 
Учащиеся делятся на меньшие группы (по 3 человека) и в течение 3 минут генерируют и формулируют свои идеи. После этого наиболее интересные идеи передаются другим группам для их дальнейшего развития и генерирования идей ассоциаций. Эти  вторичные идеи и являются основой для принятия правильного решения. 
Двойное кольцо. Этот вариант брейнсторминга больше всего подходит для большой группы. Учащиеся делятся на две подгруппы: внутренний и внешний круг. Во внешнем говорить запрещено – здесь можно только писать. Говорить, обсуждать тему можно только во внутреннем круге. Если у кого-то из внешнего круга появляется желание высказать какую-то идею, то он должен перейти во внутренний круг. Роль внешнего круга здесь важнее, чем внутреннего, т.к. именно участники внешнего круга фиксируют интересные решения, выбирают правильные. 
Можно утверждать, что все современные инновационные технологии имеют в виду, прежде всего, повышение активности учащихся: истина, добытая путем собственного напряжения усилий, имеет огромную познавательную ценность.
Активные методы обучения дают возможность не только повышать интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний. В процессе проведения таких уроков складываются благоприятные условия для разностороннего развития личности.
Активизация учебно-познавательной деятельности, поднятая на уровень творческих процессов, более всего выражает преобразующий характер деятельности. Ее творческий характер всегда связан с привнесением нового, с изменением стереотипа действий, условий деятельности.
Главное – удовлетворенность деятельностью, что благоприятно влияет и на мотивы, и на способы учения, и на расположенность к общению с учителем, с одноклассниками, на создание благоприятных отношений в деятельности.
  

3. Заключение
Итак, мы можем сделать вывод о том, что приемов активизации познавательной деятельности учащихся на уроках английского языка много. Мастерство учителя и заключается в умении подобрать нужный способ или метод в зависимости от возраста и интересов детей, изучаемого материала и сформированности тех или иных умений у учащихся. Учитель должен проявлять фантазию и творческий подход в преподавании английского языка. Только при энтузиазме и личной заинтересованности учителя можно зажечь интерес к изучению английского языка и у учащихся.
К сожалению, в последнее время наблюдается рост числа учащихся,  мотивация к учебе у  которых характеризуется  как ниже среднего. Это происходит потому, что у многих из них нет устойчивой мотивации к учебе (она лишь на уровне «всплеска»), отсутствует воля к удержанию своей мотивации на фоне даже минимального учебного труда. Главное, у большинства из них не сформировано умение учиться. Большинство таких учащихся неадекватно оценивают свои знания, слабо представляют себе связь изучаемых предметов с будущей профессией, как следствие этого, недостаточно заинтересованы в получении знаний, особенно по английскому языку
Формы работы, представленные и описанные в данной методической разработке, должны помочь учителю в интересной форме закрепить пройденный материал по теме, воспитывать интерес к урокам английского языка и подвести учащихся к мысли о необходимости систематически заниматься. Выбирая методы обучения, необходимо учитывать возрастные особенности учеников.
Практическая значимость работы определяется тем, что представленные формы могут быть использованы учителями английского языка как в учебной, так и во внеклассной деятельности на разных этапах обучения.

   4. Библиографический список:
1.    Ирхин В.Н., Ирхина И.В., Богачева Е.А., Манина Е.С., Ромашова Н.И. Здоровьесберегающий потенциал уроков английского языка. Учебно-методическое пособие. – Белгород, 2007.
2.    Подласый, И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 кн. /И.П. Подласый. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 527с.
3.    Самойлова, Т.А. Игры на уроках английского языка: Метод. пособие /Т.А. Самойлова. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2005. – 92с.
4.    Сидорова Е. С. Активные методы обучения на уроках иностранного языка [Текст] / Е. С. Сидорова // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II междунар. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.).  — Уфа: Лето, 2012.
5.    Смолкин, А.М. Формирование мотивации учения: Книга для учителя /А.М. Смолкин. – М.: Просвещение, 1990. – 242с.


 5. Интернет-ресурсы:
1) http://do.gendocs.ru/docs/index-187839.html
2) http://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00129181_0.html
3) http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=5471 
4) http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=5683
5) http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=604330
6) http://www.detskij-mir.net/eng_rebuses.ph10/ 
7) http://www.en.wikipedia.org/wiki 
8) http://www.pedsovet.su
9) http://www.pesochnizza.ru/ igriteka/rebusy-na-anglijskom
10) http://www.rosdiplom.ru/library/prosmotr.aspx?id=495823


 

Категория: Мои статьи | Добавил: svasilyeva (19.08.2015)
Просмотров: 2390 | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 0
Поиск